21 февраля 2012 г.

ПОД СВЕЖИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ...

В одном из залов выставки. 











 
Друзья, милые интеллигентные люди из Питера, симпатичная семья – Аллочка, Миша и 25-летний сын их Женька, с которыми у нас тесные отношения уже не один год, пригласили меня  в минувшую субботу пойти вместе с ними на двухдневную художественную выставку, что проходила в огромном фойе фешенебельного главного концертного зала (Stadthalle) нашего города 18-го и 19 февраля.
Ясное дело, отказаться от такой возможности я никак не мог, не избалован тут такими вещами, и присоединился к ним с радостью.
Причем, честно говоря, вовсе не предвидя, что это новое соприкосновение с творчеством других людей окажется  для меня таким... очень личным и взволновавшим - и душевным, и духовным событием.
Тем не менее, произошло именно это, чему я несказанно рад, и вот уж третий день пребываю под впечатлением от увиденного и часто возвращаюсь мыслями к тем минутам, когда оказался перед картинами, гравюрами, скульптурами своих немецких коллег по первому моему призванию.
На выставке “Impulse International” (она устраивается ежегодно и проходила в 14-й раз) я увидел множество самых разных работ чуть ли не во всех жанрах пластических искусств – и скульптуру, и самую разнообразную живопись, и графику – в богатейшем диапазоне различных, как старо-классических и так и супер-современных и дотоле невиданных и абсолютно неизвестных мне техник, и мелкую пластику – в керамике, дереве и металле, и декоративные работы, и образцы изысканного дизайна, и чудесную «ювелирку». Приехали показаться, да и в надежде что-нибудь продать десятки мастеров  со всей Германии
Что поразило – откровенно слабых, провальных вещей не увидел вообще, общий уровень произведений и мастеров был однозначно высок. Работ за пределами подлинного профессионализма на выставке я не увидел ни одной, и можно с высокой долей уверенности утверждать, что такая выставка может дать в миниатюре ясное представление о состоянии искусства в современной Европе вообще. О его качественном уровне, о тенденциях и идейных течениях. Разумеется что-то из увиденного мне было ближе, что-то дальше, что-то – откровенно чуждо, но не признать и за такими, лично мне неблизкими, вещами высокой культуры и мастерства было бы крайне несправедливо. 
 
Всего в экспозиции насчитывалось 57 стендов-разделов, где показывали себя и свои "детища" как сами художники, так и группы, объединения и галереи, которые представляли их хозяева, менеджеры и штатные помощники. В отношении эспозиционного решения выставка была организована очень удачно и высококультурно, посетителю было в любой момент удобно и комфортно созерцать то, что ему  хотели показать многочисленные авторы. Все было прекрасно и в высшей степени грамотно вывешено, прекрасно освещено, что уже само по себе рождало благодарное чувство к устроителям и  просто радовало глаз.
Но все это так сказать – общеописательная часть.
А ведь была и другая сторона, чисто эмоциональная, и я не ожидал от себя такого  волнения и какого-то словно бы пробуждения и внутреннего омоложения при встрече с незнакомыми работами, от милейшего, теплого и дружественного общения (да ещё и с моим постыдно-жутким “немецким”!) со многими авторами.

У стенда Бернгарда Фогеля


МНОГО СЕРДЦА В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ

Одним  из главных – если не главным узлом экспозиции стали несколько стендов оснабрюкской галерии “Moser”, от которой полноправным Первым номером и “гвоздем программы” выступает Бернгард Фогель (Bernhard Vogel).
Собственно, именно он прямо от входа в залы встречал и открывал своими работами всю экспозицию. По неимоверному количеству  работ понятно, что этот удивительно моложавый 50-летний человек – работа-то натурная, пленерная, на чистом воздухе, зимой и летом, в любую погоду, да и тащить художнику приходится на горбу много всякой всячины… –  сидит или стоит с кистью в руке каждодневно сутки напролет. 
Бернгард Фогель – уроженец Зальцбурга, блистательный график и живописец, прежде всего – талантливейший акварелист, мастер мирового класса и, к счастью, его искусство явно и широко востребовано в мире: он издал множество дивных альбомов своих работ, издал множество чудесных календарей с превосходными, практически неотличимыми от оригиналов репродукциями, напечатал руководства для начинающих по технике акварельной живописи, он выступает не только как станковист, но и как тонкий изысканный книжный иллюстратор. Кроме того, он дает по всему миру и мастер классы акварельной живописи. 
 
 Прелестная, нежная, трепетная техника акварели – техника сложная и предельно требовательная, не прощающая ошибок. “Запороть” натюрморт, портрет или пейзаж, на который ушло много сил, вдохновения и много часов – пара пустяков. И хотя современные высококлассные и страшно дорогие акварельные бумаги позволяют (если приняться за спасение работы тотчас!) многое отмыть и исправить, удается это далеко не всегда. Так что тут нужна виртуозная точность и ловкость, безусловная верность глаза и руки, каждого движения, каждой линии и пятна. Фогель в этом искусстве и ветеран, и чемпион, он пишет акварелью с детства и освоил буквально все мыслимые ее приемы, подходы, техники и стили.
Организаторы стенда придумали замечательный ход: рядом с рамами, в которых сияют и поражают глаз мощными красками и бесконечной свободой исполнительской техники великолепные акварели, они установили большой плоский телевизор и проигрыватель DVD, с которого на экран посылаются видеозаписи работы мастера над своими произведениями, снятые на камеру на натуре. Ничего не скрывается – всё напоказ. Смотреть на это чудодейство можно бесконечно. Оно завораживает какой-то просто моцартианской легкостью каждого касания белой бумаги то острием, то всею плотью большой колонковой кисти или широкого “размывочного” флейца, когда прямо на глазах рождается нечто совершенно живое, грациозно-тонкое, правдивое и естественное – в вольной и изобретательной трактовке художнического воображения. 
Я долго стоял и смотрел, смотрел и – учился, хотя, казалось бы, и сам неплохой акварелист, но… куда там! Такая свежесть, такая пылкость, такая свобода и красота цветовых отношений! Тем более когда это видишь при помощи современной телевизионной техники HD с ее феноменальными возможностями передачи тончайших деталей и красочных нюансов. Одним словом, этот художник подарил мне и наслаждение, и мощный побудительный заряд – попытаться что-то сделать в том же роде и стиле, с ясным сознанием недосягаемости такого изящества и мастерства.
Помимо акварели, художник много работает и в технике цветной акватинты (один из распространенных видов офорта, гравюры на металле, выполняемой по особой тонкой и сложной технологии), в которой также достиг удивительного совершенства, что было продемонстрировано и на выставке, правда, много скромнее.
 
1200-летний Собор в Оснабрюке
 Ну а дальше… дальше пришлось расставаться с акварельным магом-Бернгардом Фогелем и двинуться дальше, чтоб успеть обозреть всё, что ещё было представлено впереди.
Тех же, кого заинтересует написанное, могут получить наглядное подтверждение моих слов и разделить мои чувства, если зайдут на великолепно решенный и оформленный персональный сайт Мастера вот по этому адресу:

http://www.bernhard-vogel.at

К сожалению, выставка проходила всего два дня, но я и был на ней дважды, и смог очень внимательно рассмотреть практически всё, что привлекло к себе мое внимание и рождало интерес.
Но об этом надеюсь написать в следующей части своего обзора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий